Со сцены прозвучали стихи разных поэтов и конечно нашего земляка Роберта Рождественского, который опубликовал своё первое стихотворение в 9 лет. И стихи читали школьники, возраста 8-9 лет.
На мероприятии была особая атмосфера и каждое выступление вызывало слёзы, подступающие к горлу, замирание и полная тишина в зале. Не только 19 апреля мы вспоминаем погибших, в том числе среди мирного населения в той кровавой варварской войне. Вспоминаем! Помним! Во имя жизни на земле, ПОМНИМ! И эта память без срока давности!
Януш Корчак – всемирно известный педагог, врач и писатель
( подлинное имя – Эрш Хенрик Гольдшмит. Он родился 22 июля 1878 г. в Царстве Польском, входившим в состав Российской империи, учился в русской гимназии в Варшаве. Корчак прекрасно знал русский, немецкий, французский языки, владел древними языками, закончил медицинский факультет Варшавского университета.
К началу Второй мировой войны Януш Корчак был хорошо известен во многих странах. Книги для взрослых и детей, статьи, педагогические исследования, свыше 20 книг о воспитании. Одним из важнейших принципов педагогической системы Януша Корчака была и есть самовоспитывающая активность детей, а одной из главных идей, которую Корчак нес родителям, была мысль позволить ребенку вырасти самим собой, а не тем, кем не стали его родители. Видеть в ребенке полноценного человека, уважать и изучать, открывать личность ребенка, «всё, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием, – непрочно, неверно и ненадёжно», до уровня ребенка, по мысли Корчака, нужно было не опускаться или приседать, а подтягиваться, расти, становиться на цыпочки, потому что до чувства ребенка надо еще суметь подняться, «душа ребенка равно сложна, как и наша, полна подобных противоречий, в тех же трагичных вечных борениях: стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не умею себя заставить».
«Одна из грубейших ошибок — считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке».
Основанный им варшавский «Сиротский дом» существовал более тридцати лет – до самой своей гибели. Корчак не покинул его и во время оккупации Варшавы нацистами. Более того, в условиях гетто им были предприняты попытки создания приюта для тяжелобольных и умирающих детей. Так старый доктор предвосхитил идею создания детских хосписов. Понимая невозможность помочь маленьким страдальцам, Корчак делал все, чтобы обеспечить их достойный и спокойный уход.
Корчака пытались спасти из гетто, он отклонил все попытки вывести его в безопасное место. В августе 1942 года судьба еврейских детей была решена: пришёл приказ о депортации Дома сирот. Корчак вместе со своей помощницей и другом Стефанией, другими воспитателями и примерно 200 детьми были отправлены на станцию, откуда их в товарных вагонах перевезли в Треблинку.
Эммануэль Рингельблюм, один из подпольщиков варшавского гетто, оставил воспоминание: «Нам сообщили, что ведут школу медсестёр, аптеки, детский приют Корчака. Стояла ужасная жара. Детей из интернатов я посадил в самом конце площади, у стены. Я надеялся, что сегодня их удастся спасти… Вдруг пришёл приказ вывести интернат. Нет, этого зрелища я никогда не забуду! Это был не обычный марш к вагонам, это был организованный немой протест против бандитизма! Началось шествие, какого никогда ещё до сих пор не было. Выстроенные четвёрками дети. Во главе – Корчак с глазами, устремлёнными вперед, державший двух детей за руки. Даже вспомогательная полиция встала смирно и отдала честь».
Корчаку нацисты многократно предлагали свободу, но он наотрез отказывался оставлять детей, не воспользовался возможностью остаться в живых.
6 августа 1942 года Януш Корчак вошел в газовую камеру вместе со своими воспитанниками.
Впервые советские люди узнали о Януше Корчаке в конце войны из посвященной ему поэмы уральского литератора Беллы Дижур:
…И, оттолкнув рукой часового,
Доктор легко поднялся в вагон,
И вот он в кругу ребятишек снова
Взволнованным шепотом окружен…
И сотни ручонок тонких, дрожащих
К нему потянулись, и он в кольце.
И старое сердце забилось чаще,
И свет заиграл на его лице.
И свет этот виден был так далеко,
Что даже фашистский солдат без слов,
Минутой позднее железного срока
Бросил на двери гремящий засов.
«Удивительный и страшный подвиг, постичь который нельзя, если ты им не жил всю жизнь. Умирание за этих детей случилось в жизни Корчака не в Треблинке, а гораздо раньше, когда детские глаза посмотрели на него с доверием и любовью. Ответной любовью. И почему-то я уверен, что это чувство не оставило их в этот страшный смертный миг. И даже не чувство. А именно Любовь. Как начало и причина всего». (Священник Андрей Мизюк)